СеминарПонятие об Инь и ЯнСеминар ведет профессор Гликман Э.А. В основе практической медицины Древнего Востока лежит философское учение, о том, что в картине мира реален только поток превращений, бесчисленных метаморфоз, в которых непрестанно и вечно обновляется весь мир. Ни один момент времени ни похож на другой. Ничто в мире не существует обособленно, в отрыве друг от друга и, более того, связи между вещами определяют положение самих вещей. Таким образом, даже самая малая вещь имеет во вселенной своё переплетение с другими вещами. Мудрецы древнего Китая говорили: "Вся тьма вещей как раскинутая сеть, и в ней не найти ни начала, ни конца". Реальный мир китайские мудрецы определили как Хаос, под которым понимается бесконечное богатство разнообразия. Для описания взаимодействия всех вещей во вселенной сложилось логически последовательное учение о двух мировых силах: силы Ян, символизирующей мужское, светлое, деятельное начало, тепло, и силы Инь, символизирующей женское начало, тьму, покой, холод. Основные противоположные свойства Ян и Инь символизировались древними философами как огонь (Ян) и вода (Инь), т.е. Ян по своим свойствам подобен огню и характеризуется признаками: светлое, горячее, направленное вверх и наружу. Инь по своему свойству подобен воде и характеризуется признаками: тусклое, холодное, направленное вниз и внутрь. Отсюда следует, что в природе всё, обладающее покоем, холодное, медленное, имеющее пониженную функцию относится к Инь; всё что имеет противоположные характеристики: подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, имеющее повышенную функцию - относится к Ян. Это философское учение легло в основу практической медицины Древнего Востока. Основные утверждения теории Ян и Инь позволяют описать мир во всём его многообразии, а также сложные физиологические и патологические явления в организме:
Человеческий организм также разделяется на две противоположности:
Вследствие своей противоположности, Ян и Инь взаимно ограничивают и контролируют развитие и деятельность друг друга и при определённых условиях каждая из противоположностей может меняться на обратную ей, развиваясь внутри себя и это соответствует объективной реальности. При ослаблении одной стороны наступает усиление другой. Так, например, нарушение в организме равновесия между Инь и Ян приводит к развитию болезни или к смерти. Противоположность двух начал Ян и Инь является относительной и определяется только сравнением: ткани и органы человеческого организма могут принадлежать к Ян или Инь в зависимости от их взаимного расположения и функций. При взаимодействии Ян и Инь имеют относительную самостоятельность, т.к. в них можно выделить составляющие его элементы, взаимодействующие между собой и развивающиеся внутри себя. Так, например, сутки можно разделить на день (Ян) и ночь (Инь), день в свою очередь можно разделить на первую половину (Ян в Ян) и вторую половину (Инь в Ян), ночь можно разделить на вечер (Ян в Инь) и саму ночь (Инь в Инь). Если тело рассматривается как единое целое, то его поверхность и конечности относятся к Ян, а внутренние органы к Инь. Но в тоже время поверхность тела и конечности можно разделить на Ян и Инь. Так, например, кожа и подкожная клетчатка относятся к Ян (Ян в Ян), мышцы и кости по отношению поверхности тела относятся к Инь (Инь в Ян). Во внутренних органах, называемых Чжан-Фу органами, также можно выделить Ян и Инь. (Ян и Инь Почек, Ян и Инь Селезёнки и т.д.). Деление органов на две составляющие Ян и Инь очень важно для диагностики и выбора лечения. Под Ян понимают участие органа в регуляции нейрогенного фактора, его функциональную активность и жизненную Энергию, под Инь при этом понимают степень участия в регуляции органа гуморального фактора. Взаимообусловленность Ян и Инь означает, что они сосуществуют в едином организме, опираясь друг на друга. Так, например, в организме структура относится к Инь, а функции - к Ян. Структура является материальной основой функции, а функция - это отражение существования структуры и движущая сила её развития. Функциональная деятельность организма требует затраты питательных веществ, что соответствует процессу усиления Ян и ослаблению Инь, а накопление питательных веществ требует определённой функциональной активности и приводит к ослаблению Ян и усилению Инь. При нормальных условиях между этими противоположностями поддерживается относительное равновесие (гармония), а при патологии наступает нарушение гармонии, что может стать причиной заболевания. Применительно к древневосточной медицине это означает, что, поскольку заболевание возникает при нарушение равновесия между Ян и Инь в организме, то главной целью лечения должно быть возвращение Ян и Инь к состоянию относительного динамического равновесия. Гармония Ян и Инь изображается в виде круга, который разделяется волнистой линией на светлую и тёмную половины. Внешняя окружность символизирует смешение всего в круговороте мирового Хаоса. Волнистая линия обозначает взаимное вытеснение и взаимное порождение Ян и Инь. Светлая точка на тёмном поле и тёмная точка на светлом поле означают соответственно присутствие Ян внутри Инь и присутствие Инь внутри Ян. Кроме того, эта эмблема (монада) ориентирована в пространстве и во времени: Ян зарождается на северо-востоке в зимнюю пору и достигает расцвета летом, а Инь рождается на юго-западе, т.е. в конце лета, и достигает кульминации зимой, т.е. на севере (рис. 1) рис.1. Монада ( Эмблема "Великого Предела" )
Взаимопревращение Ян и Инь означает, что при определённых условиях каждое из двух начал внутри предмета может превратиться в противоположность. Так, например, после продолжительной высокой температуры может произойти резкое понижение температуры, что вызывает ощущение холода в конечностях, нитевидный пульс, бледность кожного покрова, т.е. развиваются симптомы, указывающие, что фактор Ян, вызвавший болезнь, переходит в фактор Инь. И к этому новому состоянию должно быть применено уже другое лечение. Таким образом, все виды отношений Ян и Инь: взаимоотрицание, взаимосвязанность, взаимообусловленность, взаимопревращаемость создают многообразие постоянно меняющегося мира, его единство и гармонию и их взаимовлияние является и причиной, и следствием.
Согласно теории Ян и Инь в человеческом организме различают:
Использование теории Ян и Инь в традиционной китайской медицине является обязательным при диагностике патологии и при выборе методов лечения. Применительно к современной западной медицине, восстановление нарушенного баланса между Ян и Инь может рассматриваться как восстановление гомеостаза путём стимуляции защитных сил организма, что может быть использовано в современной медицине как модель целостного подхода к человеческому организму, как диалектический подход к пониманию состояния здоровья и болезни. Соотношение Ян и Инь
Как рассматривалось выше, в основе нормальной деятельности организма находится уравновешенное состояние между Ян и Инь, их гармония. Нарушение этой гармонии ведёт к патологии, которая проявляется в усилении или в ослаблении того или иного начала Ян или Инь. Все процессы, происходящие в организме человека, и стадии жизни (зачатие, рождение, рост, упадок и смерть) можно описать с помощью Инь - Ян. Например: Юность - Ян, поздние дни - Инь; при вдохе грудная клетка расширяется - фаза Ян, выдох - фаза Инь. Активность человека - Ян, расслабление, отдых -Инь. Инь - это материальная основа, ткань для преобразующей силы Ян, которая реорганизует и регенерирует. Пища (Инь) преобразуется в процессе обмена вещества (Ян) в иное вещество и энергию (тепло и метаболическая активность). Внутренние органы тела, защищённые от внешних воздействий, являются Инь по отношению к коже и мускулам, находящимся снаружи, - Ян. Нижняя часть тела соприкасается с землёй, как бы уходит в неё корнями, - это Инь, верхняя часть тела - Ян. Переднюю часть тела можно защитить руками, сложенными на груди и прижатыми к животу ногами (Инь), тогда как задняя часть тела остаётся относительно открытой (Ян). Внешняя поверхность человеческого тела (кожа, волосы, поверхностные нервы и кровеносные сосуд) - Ян, внутреннее строение (внутренние органы, кости, головной и спинной мозг) - являются основой жизнедеятельности -Инь. Внутренние органы дифференцируются на полые - Ян (Желудок, Желчный пузырь, Тонкий кишечник, Толстый кишечник и Мочевой пузырь), которые выполняют функции пищеварения и выделения и плотные (монолитные) - Инь (Сердце, Печень, Селезёнка, Лёгкое и Почка), которые выполняют функции ассимиляции и хранения. Плотные органы можно сравнить со скалой, которая, поглощая свет, хранит его энергию в виде тепла, а полые органы можно сравнить с колесом водяной мельницы, которое способно преобразовывать движение воды в рабочую энергию. Сравнение достаточно ярко показывает, что нагретая скала не может работать, а водяное колесо само не может накапливать энергию. Но всегда следует помнить, что Инь и Ян относительные, а не абсолютные обозначения: Сердце - плотный орган, а значит Инь, тем не менее, преодолевает сжатие при выталкивании крови через сосуды и поэтому Ян. Таким образом, существует и такое понятие, как Ян в Инь. Другими словами, можно сказать, что каждый орган имеет две составляющие Инь и Ян. Например: Ян и Инь Сердца (Ян в Инь и Инь в Инь); Ян и Инь Желудка (Ян в Ян и Инь в Ян) и т.д. Это очень важно для понимания синдромов поражения органов, а, следовательно, для правильной диагностики и лечения. Сразу же следует отметить, что соотношение Ян и Инь в различных органах не одинаковы. В процессе человеческой жизни необходимо поддерживать равновесие между внутренним процессом питания (Инь) и внешней деятельностью (Ян). В современной лихорадочной деятельности часто человеком пренебрегается необходимость уделять определённое время на восстановление себя: излишняя работа, слишком усердные занятия сексом - приводит к перенапряжению Ян. Тело не может долго расходовать больше, что ограничено его функциональными возможностями. Следствием чрезмерной деятельности могут наступить проблемы с мышцами, суставами, костями, сердцем, вплоть до серьёзных, таких как сердечный приступ. С другой стороны, повышенное внимание к вопросу внутреннего здоровья может означать, что акцент смещён на фазу Инь, т.е. накопления и человек становится инертным и не способен к полноценной деятельности. Кроме того, атрофируются без тренировок мышцы, сердечно-сосудистая система ослабляется. Возникшее противоречие можно снять достижением равновесия, что означает подвижность, разнообразие, умеренность и гармонию с собственными ритмами и потребностями. Основываясь на характере и особенностей строения тела, некоторых людей можно определить по Ян-Инь типу, но обычно проявляются и те и другие свойства. Быть Инь - значит любить спокойную, простую, прохладную среду, обладать умеренной способностью в еде, в работе. Для типа Инь характерны регулярные периоды для отдыха и восполнения сил, постепенное развитие болезней и продолжительное сохранение её симптомов. Инь может прожить дольше, т.к. его образ жизни и среда относительно свободны от стрессов. Ян - тип предпочитает стимулирующую, сложную среду, действует быстро и импульсивно, сильно страдает во время болезни, но потом быстро выздоравливает. Личность, в которой больше Ян, склонна дольше страдать от дурного обращения и пренебрежения. Называя кого-либо Ян или Инь типом, не подразумевается, что кто-то слаб, силён или болен. Соотнесение с моделью Ян - Инь помогает наблюдать за течением жизни человека и прогнозировать, кто и как будет переносить болезнь и на основе модели Ян - Инь анализировать стадии заболевания. Когда заболевание развивается быстро, остро - Ян стадия, при переходе в хроническую форму - Инь стадия. Обычно острые заболевания поражают поверхностные функции, или поверхность тела и если заболевание подавляет сопротивление тела и проникает внутрь в более глубокие слои, оно переходит в Инь стадию, внутреннюю. Явные острые симптомы являются болезнью избытка, а избыток принадлежит Ян, слабые и расплывчатые симптомы - следствие недостатка, который принадлежит Инь. Выделяют два типа патогенных факторов Ян и Инь. рис. 2. Варианты синдромов поражения (объяснение в тексте)
При проникновении патогенного фактора типа Инь (2) происходит преобладание Инь и повреждение Ян, что называется синдромом "холода типа избытка". При действии патогенного фактора типа Ян (3), происходит преобладание Ян и повреждение Инь, что проявляется синдромом "жара типа избытка". При истощении собственного Ян (4), происходит относительное преобладание Инь - синдром "холода типа недостатка", и наоборот при истощении собственного Инь (5) происходит преобладание Ян или синдром "жара типа недостатка" . При дефиците Инь следует уменьшать Ян и прогревать Инь и наоборот, т.е. лечить Инь при расстройстве Ян и лечить Ян при расстройстве Инь. Одновременный дефицит Ян и Инь называется <взаимным опустошением Инь и Ян. Может возникнуть при длительном голодании, в результате чего происходит ослабление Селезёнки (Ян) и дефицит крови (Инь), т.е. ослабление Чи вследствие недостаточного влияния Ян на Инь. Некоторые синдромы Ян и Инь заболеваний
Тип болезни устанавливается по превалированию Ян или Инь симптомов. Если сумма Ян симптомов больше, то надо начинать лечение с седативного воздействия. Если сумма Инь симптомов больше, то используется тонизация. |
Главная | Медицинский центр | Академия | Заочное обучение |
© 2002-2024 Все права защищены.